Эпиграфика майя >
Западные низменности >
КоллекцииПанель «По»
Код: COL: “Po” Pan. (“Po Throne” Pan.)
Размеры:
Высота | | 44 см |
Ширина | | 90 см |
Толщина | | ? |
Обстоятельства находки: Монумент происходит из неизвестного городища в области Лакандонской сельвы (Чиапас, Мексика). Впервые был выставлен в 1973 г. в Дайтонском институте искусства, затем находился в частной коллекции П. Рая. (Феникс, США). В 1984 г. монумент был выставлен на торги (Mayer, 1987. P. 10)
Местонахождение: Неизвестно.
Репродукции: Прорисовка А. Сафронова (по фотографии в: Mayer, 1987. Pl. 38).
Библиография: Mayer, 1987.
Транслитерация: (A1-B1) tzi-ka-HAA’B-… (A2) BOLON-PIК (B2) CHAN-WINAAK-HAA’B (A3) WAK-HAA’B (B3) CHANLAJU’N-WINIK (A4) BOLON-K’IHN (B4) HO’-MULUKдень (A5) BOLON-…? (B5) TI’-HUU’N (A6) HUUX-…-…? (B6) LAJU’N-HUL-ji-ya (C1) BOLON-…? (D1) WINAAK-LAJU’N (C2) LAJCHA’-ka-se-wa (D2) k’a-K’AL-ja(C3) ‘u-pa-ka-bu-TUUN (D3) ch’a-…-WITZ (C4) ‘u-WAY-[bi]-li (D4) K’AN-na-2ta-bu (C5) BATZ’ (D5) ya-‘a-[na]-bi-li (C6) ya-YAT-‘UHMAN (D6) ‘a-k’e-‘AJAW
(E1) ‘u-ba (E2) K’AN-na-2ta-bu (E3) BATZ’
(F1) ‘u-ba (F2) ya-YAT-‘UHMAN (F3) ‘a-k’e-‘AJAW
Транскрипция: Tziikhaa’b … bolon pih chan winaakhaa’b wak haa’b chanlaju’n winik bolon k’ihn ho’ Muluk bolon … ti’-huu’n huux … laju’n huljiiy bolon … laju’n winaak lajcha’ Kase’w k’ahlaj ‘u-pakab tuun Ch’a…Witz ‘u-wayibil K’an Tatbu Baatz’ y-ahna’abil Yat ‘Uhman ‘Ak’e ‘ajaw
‘U-baah K’an Tatbu Baatz’
‘U-baah Yat ‘Uhman ‘Ak’e ‘ajaw
Перевод: Счет лет под знаком … — 9 400-летий, 4 20-летия, 6 лет, 14 месяцев, 9 дней, [в день] 5 Мулук, [бог] 9 … — хранитель повязки, 3 …, 10 дней, как начался 9-й лунный месяц, из 30 дней, 12 [числа месяца] Касев была поставлена притолока в Ч’а…-Виц, его святилище К’ан-Татбу-Бац’а, анаба Йат-Умана, царя Ак’е.
Вот его сущность К’ан-Татбу-Бац’а.
Вот его сущность Йат-Умана, царя Ак’е.
Хронология
A1-C2 | 9.4.6.14.9 | 5 Muluk 12 Kase’w | 2 июля 521 г. |
Комментарий: Надпись на так называемой «Панели По», видимо является частью монументальной программы К’ан-Татбу-Бац’а анаба царя Ак’е. Кстати, факт установки на рубеже V-VI вв. в области Лакандонской сельвы не царских монументов вызывает удивление. Вероятно, это было связано с большим влиянием знатного человека при дворе, поскольку в раннеклассический период установка каменных монументов была уделом царей.
Панель датируется 521 г., а основной текст сообщает о сугубо ритуальном действии - установке притолоки – собсвенно, самой панели, в святилище. В этом тексте К’ан-Татбу-Бац’ назван искаженным титулом y-’abil (ya-’a-bi-li). С двух сторон от текста напротив друг друга изображены царь Йат-Уман и его анаб К’ан-Татбу-Бац, восседающие на одинаковых тронах и имеющие одинаковые головные уборы и украшения. Иконография изображения вполне традиционна для раннеклассического периода. Например, идентичное по стилю изображение правителя зафиксировано на т.н. навершии булавы из Музея Тиносике (Табаско, Мехико), датируемое приблизительно V в.
Довольно необычно для ранней монументальной иконографии Западных низменностей равноценное изображение царя и его приближенного. Скорее всего «Панель По» и другой монумент К’ан-Татбу-Баца т.н. «Хьюстонская панель» должны были свидетельствовать о важности Ак’е в конце V в. в политической системе Западных низменностей. Вероятно это было единственное государство в Левобережье Усумасинты, в котором в это время воздвигались монументы.
Изображения
Опубликовано 08.01.2014. Авторское право КЭПДМ.